ZaitsevS
YeZ by YEGORZAITSEV
Y e ZYEGORZAITSEV

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В МОДНОМ ИНТЕРЬЕРЕ

 

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В МОДНОМ ИНТЕРЬЕРЕ

 

Молодые филологи Сочинского творческого объединения

«Русская речь» подчас, подобно страусу, зарываются с головой в тексты. Но ведь живые тексты — это не зыбучий песок. К тому же филологи находят время пристально следить за модой, и не только в литературе, кино, музыке, изобразительном искусстве, но и за последними тенденциями отечественного подиума.

Случилось так, что автору этих строк сначала удалось раскрутить на откровенность радикала-экспериментатора современной российской моды Егора Зайцева, а затем и его отца Вячеслава Зайцева — одного из основателей отечественной фэшн-индустрии. Таким образом, у меня получился семейный портрет в модном интерьере.

«Миром должен править художник»

 

Итак, я с моими коллегами на фестивале моды «Бархатные сезоны в Сочи». Идет показ коллекции Егора Зайцева с шокирующим названием «ОБЖ» (Очень Большая Жопа). Но еще больше шокировали зрителей огромные щупальца, торчащие из каждой модели коллекции, причем в гротескном сообществе с классическими костюмами в шотландскую клетку.

 «Щупальца — это не эпатаж, как все думают, это моя философия, моя внутренняя боль, выросшая в философию», — говорит о своей коллекции Егор Зайцев. — Моя одежда, прежде всего, вневозростная, то есть я ее вижу как на 14-летней девочке, так и на взрослой даме 60 — 70 лет, которой уже нечего терять».

Пообщавшись с эксцентричным дизайнером, я поняла, что он принадлежит к категории «людей избытка», которые живут не щадя себя. У него нет времени на светские пустые вечеринки, да и читать (смотреть) чужие тексты, написанные буквами (кадрами), ему недосуг. Он сам творец текстов. Он трудоголик, ему необходимо оставить после себя арт-хаусную информацию, которая возможно изменит мир. Он, как и любой настоящий художник, своими инверсиями, метафорами, гротесками, оксюморонами стремится помочь людям стать свободнее.

Авангардный подиум Зайцева-младшего — это новый образ реальности, новая эстетика, новая искренность, а его прекрасно-ужасные модели, может быть, реакция на ужас повседневности, в которой востребуется не жар души и не творческая одаренность, а лишь умение выживать, чаще всего бессовестное и циничное.

«Искусство — это вертикальное развитие, молодое сознательное движение вперед, — считает Егор, — а культура — горизонтальное, в котором нельзя зависать. И мода для меня, безусловно, искусство, даже авангард искусства, потому что она сиюминутна. Она должна всегда опережать».

Особенно мне запомнились весьма спорные и амбициозные слова Егора о миссии художника: «Миром должен править художник. Он не должен думать об окупаемости. Я, например, выбрал свободу. Остается только идти. А назад я иду или вперед, вверх или вниз, меня не волнует. Движение ради движения».

На мой вопрос, тяжело ли самостоятельно работать, будучи сыном Вячеслава Зайцева, Егор ответил: «Всю жизнь было тяжело, рождаются комплексы, потому что такая фамилия. Все ждут, когда ты споткнешься, чтобы и отца, и меня обгадить. Я все время пытался бежать от отцовского влияния. И не потому, что мне что-то не нравилось, просто — нормальный протест сына по отношению к отцу — делай все наоборот. Но я уже 23 года работаю в его доме, вижу, что он делает. Эстетические идеалы у нас разные, но законы построения коллек­ции, четкость формы, силуэт — все, конечно, от него. Мне хочется добиться самостоятельности, чтобы имя отделилось от фамилии. И все же в будущем мечтаю продолжить традиции дома Славы Зайцева…»

Слова и дела Вячеслава Зайцева

 

Вячеслав Зайцев, или, как он сам себя называет, Слава Зайцев, пожалуй, самый известный художник-модельер в нашей стране. А его всевозможные звания и регалии можно перечислять очень долго: президент Московского Дома Моды, член Союза художников РФ, заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Государственной премии, кавалер Ордена за «Заслуги перед отечеством», профессор, почётный гражданин городов Париж и Иваново…

Сам себя он называет романтиком-утопистом, преклоняющимся лишь перед красотой, однако в мире моды имеет репутацию твердо стоящего на ногах реалиста-прагматика… Я отважилась сказать Зайцеву-старшему, что его самооценка не вполне соответствует его репутации.

 «Я создаю о себе хорошее мнение, поскольку я человек независимый и довольно самодостаточный, — возразил мне мэтр российской фэшн-индустрии. — Я крепко встал на ноги только благодаря своей огромной работоспособности и тому, что Бог дал мне возможность творить. Это титанический труд в течение 45 лет. Вероятно, поэтому очень многие считают, что я успешный бизнесмен. Я отдыхаю лишь 5 часов в сутки, работаю без отпуска и не понимаю, как можно отдыхать. Правда, читаю иногда. Последнее — «Код да Винчи» и акунинские новинки. В книгах, фильмах, вообще в искусстве ищу гармонию, которая подарена человечеству Богом, поиски тайны и желание открыть эту тайну людям. Я работаю руками, чтобы создавать реальный гармоничный мир вокруг себя делом, а не словами».

На мой вопрос о его идеале женщины, Вячеслав Зайцев ответил, что такового не имеет. Когда работает — один идеал, когда отдыхает — другой. Для него важна гармония всех начал, а важнее всего интеллектуальное, чтобы с женщиной было интересно общаться.

Конечно, я не могла не поинтересоваться, как отец относится к творчеству сына.  «Егор — личность ярчайшая. Он намного талантливей меня. Он своим творчеством ушел далеко в будущее, — не без удовольствия признался Вячеслав Зайцев. — Поэтому его еще не все понимают. Он долгое время помогал мне, скромничал. Потом я сказал ему: «Хватит, ты должен сам творить». Думаю, у него все получится».

Вот такая семейка: отец и сын. Притяжение и отталкивание. Традиции и новаторство. Одно без другого невозможно. И не только в моде.

 

Татьяна УКОЛОВА

координатор молодежного объединения

«Русская речь»

(г. Сочи)

Copyright © YEGOR. All rights reserved.