ZaitsevS
YeZ by YEGORZAITSEV
Y e ZYEGORZAITSEV

КРИЗИС НЕ В МОДЕ

 

КРИЗИС НЕ В МОДЕ

Экономический спад поставил перед участниками fashion-индустрии вопрос: как не выйти из моды в тяжелые времена

Надвигающуюся экономическую депрессию модельеры воспринимают как источник творчества: несколько коллекций на прошедших в столице модных неделях были представлены как «антикризисные». Дизайнеры из дома моды «Две сорванные башни», комментируя свою хулиганскую линию одежды на Неделе моды в Москве , сказали так: «Если вы думаете, что в эти тяжелые времена мы сдадимся, то вы ошибаетесь — у нас все прекрасно. Нашему дому 10 лет, мы начинали как раз в кризисный год — нам ли бояться трудностей…» А несколько участников Russian Fashion Week (RFW) заявили, что намерены «сбить» мрачное настроение, царящее в обществе. Дизайнер Лариса Калистратова сделала ставку на яркие цвета и женственные силуэты, Маша Цигаль ассоциирует свою коллекцию «Аква» с летним отдыхом на роскошной яхте, а Людмила Норсоян нынешней жесткости бытия противопоставляет трикотажную линию «Нежность» — костюмы золотистых, серебристых и белых цветов. Короче говоря, в мире моды ставят вопрос не «Как пережить кризис?», а «В чем его переживать?».

Примечательно, что лейтмотив прошедшей недавно Недели высокой моды в Нью-Йорке, напротив, был созвучен наставшим суровым временам. Возможно, оттого, что американцы живут в условиях экономического упадка уже год и запас оптимизма у них истощился. Основным лозунгом модной недели стала борьба с бедностью. Весной — осенью 2009 года предлагается носить натуральный грубый хлопок, черные боди и жилеты с надписями «Покончим с бедностью» и «2015» (к этому году планируется справиться с нищетой во всем мире).

Надо сказать, что при своей кажущейся оторванности от реальной жизни мода довольно чутко реагирует на то, что происходит в обществе. Во всяком случае эксперты подметили ряд закономерностей. Как показывает история, мировые экономические кризисы оказывают влияние на цветовые предпочтения, линии силуэта. Некоторые эксперты отмечают такую закономерность: в зависимости от ситуации на фондовом рынке меняется… и длина юбки. Дизайнеры — может быть, невольно — стараются сделать силуэты более экономичными. «Кризис, безусловно, диктует тенденции: юбка становится короче, рукава — более узкими, — рассуждает Егор Зайцев. — С одной стороны, модные тенденции ведут к более объемным формам, увеличенным плечам, а с другой — это не соответствует «кризисным канонам». Сейчас ситуация как раз интересная: скорее всего, тенденция развернется в обратную сторону». Замечено также, что финансовые трудности оказывают влияние и на форму мужского пиджака: чем благостнее времена, тем жестче мужской костюм. Пиджак как бы призван дисциплинировать расслабленное тело своего хозяина — с помощью ватных плеч, простеганных китовым усом лацканов и подкладки. И, напротив, как только владелец мобилизуется в трудной ситуации, костюм становится мягким, чем-то вроде кардигана. И еще такой нюанс: когда становится туго с деньгами, больше внимания уделяется аксессуарам — шарфикам-платочкам, бижутерии и пр. Если уж нет возможности купить роскошную одежду, то надо хотя бы выглядеть наряднее за счет деталей.

В качестве примера глобальных перемен в моде историк Александр Васильев приводит 90-е в России: развал СССР, падение Берлинской стены, военный конфликт на Балканах… В это время в моду вошли стили гранж и милитари. Стало актуально выглядеть или как участник, или как жертва военных действий (самая распространенная картинка из ТВ-репортажей). Вещи приобрели поношенный, потертый вид, появились джинсы с необработанными краями и дырами. Как отреагирует творческая мысль на нынешний кризис, еще только обсуждается. Возможно, в качестве протеста против надвигающейся бедности мода предложит буйство роскоши. А может быть, войдет в моду аристократическая сдержанность. Вместо шуб — пальто мехом внутрь, вместо тропических цветов — ткани спокойных расцветок, вместо крупных бриллиантов — скромные камешки. Кстати, своеобразным ответом на вопросы о кризисе можно считать представленную на RFW коллекцию золотых изделий под названием «Долой бриллианты!». Она, с одной стороны, высмеивает показное богатство и слишком серьезное отношение к «лучшим друзьям девушек», а с другой стороны — может служить как вложение капитала. Скажем, такой вариант: бриллианты (45 штук) спрятаны во внутреннюю сторону кольца. Снаружи видна только золотая пластина с надписью Diamonds inside («Бриллианты внутри»).

Одним словом, у дизайнеров появилась масса возможностей творчески разыграть тему кризиса. Егор Зайцев вообще уверен: экономический кризис послужит своего рода оздоравливающей процедурой для модной индустрии. Сейчас мода страдает излишней «гламуризацией», появилось много так называемых дизайнеров с Рублевки, которые занялись этим делом не потому, что есть идеи, а потому, что есть деньги. «Это как ожирение организма: мозги меньше шевелятся и медленнее переваривают мысли… Я считаю себя «fashion-пролетарием», начинавшим с нуля под именем Егор (я не называл свою фамилию), поэтому уверен, что современную моду необходимо пропустить через подполье, через андеграунд. Чтобы творчество получило оценку людей, а не поднималось на проплаченном пиаре. Чтобы модельеры прошли через этакое ситечко: те, кто что-то собой представляет, останутся, а те, кто с ожирением, выпадут в осадок». По большому счету, современная российская мода, считает дизайнер, к сожалению, вторична. Она подхватывает тенденции, заданные на показах во Франции и Италии, и тиражирует их. Кризис встряхнет дизайнеров и заставит их генерировать собственные идеи.

На способность творческого человека в России выживать в трудных условиях рассчитывают и сами дизайнеры. В конце концов многие ныне известные российские имена начинали как раз во время прошлого кризиса, в конце 90-х. И нынешние финансовые трудности, как считают организаторы модных недель в столице, могут дать новый толчок для развития отечественной модной индустрии. «Кризисы — это нормальное явление, они происходят каждые 10-15 лет, — считает президент Ассоциации высокой моды и прет-а-порте Александр Достман. — А богатые люди очень редко беднеют до такой степени, чтобы не покупать дизайнерскую одежду. Если же в целом говорить о развитии российской моды, то здесь появляется шанс для тех, кто раньше не имел возможностей. Дело в том, что любые проблемы с экспортом-импортом дают толчок для развития внутреннего рынка. Все начинают обращать внимание на продукцию, произведенную внутри страны, потому что это дешевле. Так что некоторые в кризис не только выживают, но и совершают взлет». В свою очередь продюсер Russian Fashion Week Александр Шумский на эту тему высказался так: «В России рынок моды не настолько развит, чтобы ему во время кризиса грозили поглощения. Большинство отечественных домов моды существуют по принципу ателье для ВИП-клиентов, и эти клиенты у них, скорее всего, останутся. Поэтому кризис в области моды здесь не будет так ярко выражен, как за границей».

Иными словами, тот факт, что мировую модную индустрию накрывает рецессия — это не самое страшное, что может угрожать российской моде. Гораздо хуже, если финансовый кризис совпадет с творческим. Вот тут уж точно туго придется…

Вита Мач  и Татьяна Белоножкина.

БУХГАЛТЕРИЯ

Деньги не в счет

Модные аналитики утверждают: в fashion-индустрии от кризиса больше всего пострадает бизнес, выстроенный по западному образцу, ритейл, связанный кредитами (как и в любой отрасли). Однако в России таких компаний немного. «Большинство российских модных домов работает по принципу ВИП-ателье- это специфические бизнес-отношения, — комментирует коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. — Практически все дизайнеры с именем выстраивают индивидуальные отношения с клиентом. У них, как правило, есть инвесторы, но нет жестких кредитных обязательств, поскольку инвесторы понимают свои риски и не настаивают на немедленном возврате средств. Это дает возможности для маневра». Кризис прежде всего затронет крупный сетевой ритейл, работающий в среднем ценовом сегменте. «Крупные сети очень сильно зависят от аренды: представьте, нужно содержать 100-200 магазинов. Аренда — основная статья расходов в ритейле, и чтобы бизнес был рентабельным, она должна составлять не более 20-25 процентов от оборота, — продолжает Ануш Гаспарян. — Кроме того, у крупных ритейлеров много других издержек — например, зарплата обслуживающего персонала, вложения в товарный запас и т. д. Чтобы окупить такие затраты, нужно иметь большой оборот, а продажи сейчас падают». На сегодняшний день оборот рынка одежды, обуви и аксессуаров по оценкам Fashion Consulting Group составляет 37-38 миллиардов долларов. Внутри он делится на три ценовых сегмента: люкс (15 процентов рынка), средний (примерно 35 процентов) и масс-маркет (около 50 процентов). По мнению Ануш Гаспарян, сложнее всего придется именно среднему сегменту. «Исторически сложилось так, что продажи в классе люкс заметно не падают: как покупали, так и будут покупать. Массмаркет также скорее всего останется на том же уровне: потребители этой категории не залезли в кредиты — что имели, то и имеют. А вот средний класс во время кризисов страдает больше всего — у них есть кредитные обязательства, ипотека, а доходы могут сократиться. Понятно, что одежда — это не витальная потребность человека в отличие, скажем, от продуктов. Вещи можно и донашивать, так что продажи в среднем сегменте — это когда брюки стоят от 120 до 350-400 долларов — скорее всего будут снижаться». О том, что уровень потребления будет существенно снижаться, говорит и один из организаторов выставки шведской моды в Москве Наталья Серебрякова: «Думаю, что представители среднего класса, вероятнее всего, перейдут на жесткий контроль средств и будут обновлять свой гардероб гораздо реже, чем раньше. Наверное, возрастет спрос этой категории потребителей к дисконт-центрам, стокам и магазинам распродаж, где тоже можно будет приобрести качественную одежду, но по более низким ценам». Опрошенные «Итогами» на модных неделях дизайнеры говорят, что настроены переждать тяжелые времена, однако потом надеются на то, что появится возможность сделать рывок. Например, сестры Ольга и Ирина, авторы бренда Yaga, вспоминают, как в 1998 году им удалось привлечь к себе покупателей, которым катастрофически надоел китайский ширпотреб. «Женщины остаются женщинами, даже когда денег совсем немного. Они всегда найдут возможность купить себе красивое пальто, просто будут это делать реже», — уверены модельеры.

 

Copyright © YEGOR. All rights reserved.