ZaitsevS
YeZ by YEGORZAITSEV
Y e ZYEGORZAITSEV

МИРОМ ДОЛЖЕН ПРАВИТЬ ХУДОЖНИК

xye1.jpg

МИРОМ ДОЛЖЕН ПРАВИТЬ ХУДОЖНИК

Это амбициозное и романтическое заявление Егора Зайцева сперва вызвало у меня лишь улыбку, а потом заставило задуматься: а почему бы и нет? Ведь испокон веков миром правят политики и вояки. И с каждым веком жизнь становится всё страшнее и страшнее. А почему бы людям искусства действительно не стать сегодня защитниками человечества от тех, кто пытается превратить нас в удобное для управления дебилизованное стадо?

Именно художник освобождает человека от сложившихся стереотипов, снимает с глаз шоры. Раньше в нашем отечестве эту миссию несли великие писатели и поэты. Но для нечитающего поколения нынешних 20-летних место книг заняли кино, музыка, подиум. И потому мощнейшим духовным стимулом для них становится художественная акция.
Такой художественной акцией на Vll международном фестивале моды «Бархатные сезоны в Сочи» стал показ коллекции с шокирующим названием «ОБЖ» («Очень Большая Жопа»). Но ещё больше шокировали зрителей огромные щупальца, в изобилии присутствовавшие в каждой модели коллекции, причём в гротескном сообществе с классическими костюмами в шотландскую клетку.
Автор всего этого безобразия – художник-модельер Егор Зайцев. По-модному заросшее щетиной лицо, вязаная шапочка, натянутая до бровей, и при этом летние шортики выше колена, чёрные райдерские очки, а сбоку небольшая сумочка, сплошь увешанная цепями. Несмотря на экзотический крутой камуфляж, к тому же не по возрасту тинейджерский, Егор производит впечатление мягкого, доброго и даже незащищённого человека. Он оказался на редкость приветливым и открытым собеседником.
-Вдохновение должно не приходить, а жить в человеке. Ко мне вдохновение «приходит» от каких-нибудь переживаний, потому что когда человек сыт и у него всё нормально, он способен только питаться, размножаться и поглощать продукты цивилизации.
— Согласен, в детстве, юности вдохновение может посетить: например, Муза залетела в окно или влюбился. Но для меня рисование – сначала способ уйти в себя, а потом что-то из себя вытянуть, просто необходимая потребность, а вдохновение – постоянное состояние стресса.
-После работы каждый день рисую, потому что жизнь действительно коротка и многое надо успеть. За день наслаивается депресняк, и из «мазни», постепенно, начинают рождаться какие-то образы. Творить мне в каком-то смысле помогает ещё и музыка. Всё соединяется вместе, и получается рабочий процесс. Многие годы слушаю только русскоязычный рок. Люблю «Гражданскую оборону», ДДТ, Земфиру, «Пилот», «Аквариум», «Король и шут». Обожаю Петра Мамонова. А с «Крематорием» мы вообще друзья. Именно под такие музыку и поэзию манекенщицы показывают мои коллекции на подиуме.
-Каково влияние отца на формирование вашего вкуса?
-У меня совершенно нет вкуса, и я подспудно всё время пытался убежать от отцовского влияния. И не потому, что мне что-то не нравилось, просто – нормальный протест сына по отношению к отцу – делай всё наоборот. Но, тем не менее, я 23 года работаю в его доме рядом с ним, вижу, что он делает. Эстетические идеалы у нас разные, но законы построения коллекции, чёткость формы, силуэт – всё, конечно, от него.
-Это естественно, в российском мире моды нет более авторитетного человека, чем Вячеслав Зайцев. И всё же, тяжело ли вам работать, будучи сыном такого отца?
-ВСЮ ЖИЗНЬ БЫЛО ТЯЖЕЛО, РОЖДАЮТСЯ КОМПЛЕКСЫ, ПОТОМУ ЧТО ТАКАЯ ФАМИЛИЯ, ВСЕ ОТ ТЕБЯ ЧЕГО-ТО ЖДУТ, КОГДА СПОТКНЁШЬСЯ, ЧТОБЫ И ТЕБЯ И ЕГО ОБГАДИТЬ. НО ПОСЛЕДНИЕ ГОДА ПОЛТОРА ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНИЛОСЬ МОЁ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ОТНОШЕНИЕ К МОДЕ, Я ПОНЯЛ, ЧТО НЕ НАДО НИКОГО СЛУШАТЬ, НАДО ДЕЛАТЬ СВОЁ ДЕЛО, ВЕДЬ ВРЕМЕНИ ЖИТЬ ОСТАЛОСЬ МАЛО, И НУЖНО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ.
-МОДА – ЭТО ЯВЛЕНИЕ ИСКУССТВА ИЛИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ?
— ДЛЯ МЕНЯ МОДА – ЭТО ПРИДУМЫВАНИЕ ФИШЕК. Я ВСЕГДА СЧИТАЛ, ЧТО МОДА – ЭТО ТО, ЧТО ДО ТЕБЯ ЕЩЁ НИКТО НЕ СДЕЛАЛ. НУЖНО ВСЁ ВРЕМЯ ЧТО-ТО ОТКРЫВАТЬ. РАДИ ЭТИХ ОТКРЫТИЙ Я НИКОГДА НЕ СЛЕДИЛ ЗА ТЕНДЕНЦИЯМИ, ПЫТАЛСЯ ПРИДУМАТЬ ТО, ЧЕГО НЕ ДЕЛАЛ НИКТО. ПОТОМ Я ВЛЯПАЛСЯ В РЫНОЧНЫЕ ЗАКОНЫ, МИР ПО ЭТИМ ЗАКОНАМ ЖИВЁТ, И НАИВНОСТЬ УШЛА.
НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ БЫТЬ РЕВОЛЮЦИОННЫМ, НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ СКАЗАТЬ ТО, ЧТО ЖИВЁТ ВНУТРИ ТЕБЯ, ИНАЧЕ ТЫ РАССТВОРЯЕШЬСЯ В ТОЛПЕ, ИСЧЕЗАЕШЬ, НАЧИНАЕШЬ РАБОТАТЬ ПО ГОРИЗОНТАЛИ, А ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ – ЭТО УЖЕ НЕ МОДА, А БИЗНЕС.

ИСКУССТВО – ЭТО ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОЛОДОЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД, А КУЛЬТУРА – ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ, В КОТОРОМ НЕЛЬЗЯ ЗАВИСАТЬ.

И МОДА ДЛЯ МЕНЯ, БЕЗУСЛОВНО, ИСКУССТВО, ДАЖЕ АВАНГАРД ИСКУССТВА, ПОТОМУ ЧТО ОНА СИЮМИНУТНА. ОНА ДОЛЖНА ВСЕГДА ОПЕРЕЖАТЬ. А КУЛЬТУРА – ЭТО ВСЁ-ТАКИ НАБОР УСЛОВНОСТЕЙ В ПЛОСКОСТНОЙ ГОРИЗОНТАЛИ. ИСКУССТВО – ЭТО ТВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ПОМНОЖЕННЫЙ НА СОТНИ ЛЕТ ПРЕДЫДУЩИХ КУЛЬТУРНЫХ НАСЛОЕНИЙ. И ИСКУССТВО СЕГОДНЯШНЕЕ В ИТОГЕ ПЕРЕЙДЁТ В ЛУЧШИЕ ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ.
-МНОГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ВАШЕ ТВОРЧЕСТВО – ЭПАТАЖ. ТАК ЛИ ЭТО?
-«ЩУПАЛЬЦА» В МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ – ЭТО НЕ ЭПАТАЖ, КАК ВСЕ ДУМАЮТ, ЭТО МОЯ ФИЛОСОФИЯ, МОЯ ВНУТРЕННЯЯ БОЛЬ, ВЫРОСШАЯ В ФИЛОСОФИЮ.
-ДЛЯ КОГО ВЫ ДЕЛАЕТЕ ВАШУ КОЛЛЕКЦИЮ? КАКОЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН НОСИТЬ ВАШУ ОДЕЖДУ?
-МОЯ ОДЕЖДА ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВНЕВОЗРАСТНАЯ, ТО ЕСТЬ Я ЕЁ ВИЖУ КАК НА 14-ЛЕТНЕЙ ДЕВОЧКЕ, ТАК И НА «ВЗРОСЛОЙ» ДАМЕ 60-70 ЛЕТ, ДАМЕ, КОТОРОЙ УЖЕ НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ. ТАКИЕ ДАМЫ ЛЮБЯТ ВСЁ ИНТЕРЕСНОЕ, НЕОРДИНАРНОЕ. Я ВООБЩЕ НЕНАВИЖУ, КОГДА ОДЕЖДЕ АДРЕСОВАНА КОМУ-ТО КОНКРЕТНО. «ДОЛЖЕН НОСИТЬ» — ЭТО УЖЕ ЗАДАННОСТЬ. Я СЧИТАЮ, ЧТО «НЕ ДОЛЖЕН», А МОЖЕТ НОСИТЬ ЛЮБОЙ. МОЯ ОДЕЖДА НЕ ИМЕЕТ АДРЕСНОСТИ.
-ВАМ ВАЖНО ИМЕТЬ РЫНОК СБЫТА ИЛИ У ВАС ДРУГИЕ ЗАДАЧИ?
— НАЧИНАЮЩЕМУ ХУДОЖНИКУ, ЧТОБЫ В РОССИИ БОРОТЬСЯ ЗА РЫНОК, НЕОБХОДИМО ПРЕЖДЕ ВСЕГО СДЕЛАТЬ СЕБЕ ИМЯ И ПРОЗВУЧАТЬ НА ЗАПАДЕ – ТОГДА ТАБЯ БУДУТ ПОКУПАТЬ. СЕГОДНЯ РЫНОК НЕ ТОЛЬКО В РОССИИ, НО И В ЕВРОПЕ ПЕРЕНАСЫЩЕН КИТАЙСКИМИ ШМОТКАМИ.
— В ЯПОНИИ ПОКУПАЮТ ВЕЩИ И НЕ СМОТРЯТ НА БРЕНДЫ, У НАС ЖЕ – ПОКУПАЮТ ИМЕНА. ЕСЛИ У ТЕБЯ БУДЕТ РАСКРУЧЕННОЕ ИМЯ, ТЫ МОЖЕШЬ ТОРГОВАТЬ ХОТЬ ТРУСАМИ. ПОЭТОМУ Я СЧИТАЮ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ИМИДЖЕВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ДЕНЬГАХ, ТО ПЕРВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ИХ НЕ ПРИНОСЯТ. ПО ТЕОРИИ НА РАСКРУТКУ НЕОБХОДИМЫ ЧЕТЫРЕ ГОДА, ЧТОБЫ ОДЕЖДА ПРОДАВАЛАСЬ.
— В ДАННЫЙ МОМЕНТ МЕНЯ ВОЛНУЕТ НЕ СТОЛЬКО РЫНОК «ПРОДАВАЕМОСТИ», СКОЛЬКО РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ. Я НЕ ДЕЛАЮ СПЕЦИАЛЬНО ЭПАТАЖНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ, ЧТОБЫ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ, НАОБОРОТ, Я ДЕЛАЮ СВОИ ФИЛОСОФСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ, КОТОРЫЕ ТОЛЬКО И МОГУ ДЕЛАТЬ.
-И НЕЛЬЗЯ ВСЁ МЕРИТЬ БАБКАМИ. ЕСЛИ СУДИТЬ ТОЛЬКО ТАКИМИ МЕРКАМИ, ТО МИР БЫ ДАВНО РУХНУЛ.

МОЯ ДАВНИШНЯЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО МИРОМ ДОЛЖЕН ПРАВИТЬ ХУДОЖНИК. ОН НЕ ДОЛЖЕН ДУМАТЬ ОБ ОКУПАЕМОСТИ. Я ВЫБРАЛ СВОБОДУ, ПОСЛАЛ ВСЕ «КОММЕРЧЕСКИЕ» ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДАЛЬШЕ. ВЕДЬ ЛЮБОЕ РЕМЕСЛО ЗАМЫЛИВАЕТ, ПОЭТОМУ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДРУГОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДА – ИНАЧЕ НЕ СОХРАНИТЬ БОГА В ДУШЕ!!!!
— МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОБИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЧТОБЫ МОЁ ИМЯ РАССМАТРИВАЛОСЬ НЕЗАВИСИМО ОТ ФАМИЛИИ. КОНЕЧНО, МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ ПРОДОЛЖИТЬ ТРАДИЦИИ ДОМА МОДЫ СЛАВЫ ЗАЙЦЕВА, НО ПОКА МНЕ ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕ ПОСТУПАЮТ, ЛИБО УЖЕ НЕ СОВПАДАЮТ С МОИМ НЫНЕШНИМ ТВОРЧЕСКИМ КРЕДО.

ПОЭТОМУ Я РАЗВИВАЮ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ БРЕНД «YEGOR» – ЭТО МАРКА МОИХ МОЗГОВ. КАК ГОВОРИЛ СУВОРОВ: «ГЛАВНОЕ – ВВЯЗАТЬСЯ В БОЙ, А ТАМ РАЗБЕРЁМСЯ». У МЕНЯ НИКАКОЙ ПРОГРАММЫ НЕТ, ПРОСТО ДЕЛАТЬ В ЖИЗНИ БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ УМЕЮ.
-Ваше творчество – это искусство ради искусства или оно имеет прикладной характер?
-Если честно, то это моё видение одежды, моя эстетика, моя философия. Я так мыслю. В данный исторический момент – это моё самовыражение, Чистое Искусство, никому не нужное. В метро в этом ездить невозможно? Давайте отменим метро и будем просто ходить по улицам!
-Как вы транспортируете ваши коллекции?
-Эту коллекцию я привёз в чемоданах, всё спокойно уложилось. Я каждый раз оставляю свои «силуэтные амбиции», то есть желание расширяться в пространстве. Многие кринолины к моим платьям я просто не смог привести в Сочи. Из-за этого я не могу ездить по миру. Меня приглашали на Bali fashion-week, в Берлин на Eeuro fashion-week, а я не смог поехать, потому что огромные деньги нужны на транспортировку. Это минус моих коллекций.
— Каковы ваши читательские и киношные предпочтения?
— Я уже не читаю, потому что плохо вижу в последнее время – глаза посадил. В прошлом очень любил Бориса Виана, романтическую литературу – Александра Грина, Фенимора Купера, Дюма. Потом, когда наши манекенщицы стали читать на гастролях Коэльо, Мураками, я тоже почитал, потому что должен знать, чем они живут. Но сейчас у меня нет на это времени. Чтение нужно на каком-то этапе. Нельзя мерить этим культуру: ты не читаешь новинки, ты не знаешь классику – значит, ты некультурный.
— Я понял, что нужно больше работать, творить, рисовать, — очень много времени потрачено впустую. Раньше я жил снаружи, а сейчас больше внутри, потому что столько всего накопилось. Если человек самодостаточный, он может жить без «книг». Нельзя себя насильно заставлять читать просто, чтобы быть в тонусе современности. У кого-то отлюбилось, а у меня отчиталось.
— А кино я почти не смотрю, мировую классику не знаю. Но очень люблю старые чёрно-белые советские фильмы типа «Когда деревья были большими» — там мои корни…
— Мне кажется, что Егор Зайцев принадлежит к категории людей избытка, что живут, не щадя себя. Ему некогда читать чужие тексты, написанные буквами и кадрами. Он сам творец текстов. Он трудоголик, ему необходимо оставить после себя арт-хаусную информацию, которая повлияет на мир. Он, как и любой настоящий художник, своими инверсиями, метафорами, гротесками, оксюморонами стремится помочь людям стать свободнее.
— Авангардный подиум Зайцева-младшего – это новый образ реальности, новая эстетика, новая искренность, а его прекрасно-ужасные модели, может быть, реакция на ужас повседневности, в которой востребованы не жар души и не творческая одарённость, а лишь умение выживать, чаще всего бессовестное и циничное.
Вот такой человек-модельер Егор Зайцев.

Татьяна УКОЛОВА

координатор молодежного объединения

«Русская речь»

(г. Сочи)

Copyright © YEGOR. All rights reserved.